Филимоновская, каргапольская, абашевская, хлудневская – сегодня многим кажется, что эти гончарные и игрушечные промыслы существовали непрерывно издревле. И это неверно. Помимо того, что они угасали на протяжении ХХ века, а затем восстанавливались, менялись сами мастера. На смену потомственным умельцам пришли реконструкторы ремесел, но и они – не последний тип мастера, который существует сегодня.
В силу различных причин промыслы, активно бытовавшие в начале ХХ века к его середине стали угасать. Спустя десятилетия в 1950-1960-е годы некоторые потомственные мастера вернулись к работе. В их творчестве мы видим и следы крестьянской традиции, и авторское видение, и влияние горожанина-заказчика.
Поскольку мастерам платили за разнообразие ассортимента, они проявляли выдумку, бывшее когда-то анонимным мастерство стало авторским. Видя коммерческий интерес, мастера перенимали друг у друга приемы, творчески их переосмысливали, традиция развивалась, появилось множество вариаций канона. В этих работах появился переход к приемам скульптуры малых форм, игрушка утратила архаичный стиль и древнее обрядовое значение, при этом возросла ее эстетическая роль. Адресатом этого искусства были не представители того же традиционного общества, что и мастер, а интеллектуалы, имеющие широкое представление о повседневной культуре прошлого. Изначально это искусство не могло быть оторвано от быта, но в условиях ХХ – XXI веков, эти предметы уже не используются по назначению и являются музейными экспонатами. Этот вид народной скульптуры стал одним из любимых объектов коллекционирования городских жителей, распространенным предметом украшения интерьера. Глиняная пластика уже не носила прикладной функции, дети предпочитали ей менее хрупкие и более современные игрушки.
К концу 1980-х годов поколение потомственных мастеров стало уходить, чаще всего не оставляя наследников внутри семьи. В 1980-2010 годы в гончарном ремесле появился новый тип мастера – это реконструктор промыслов, глубоко интересующийся локальной историей и имеющий научный подход к созданию изделий из глины. Основное отличие реконструктора от потомственного мастера заключается в том, что индивидуальное для последнего выражается через школу, он наследует образы и разрабатывает их коллективно. Реконструкторы же развивают традицию индивидуально. Традиционное народное искусство неразрывно со своей природной средой, реконструкторы же могут работать в любом месте, например, в деревне Филимоново не осталось ни одного постоянно жилого дома, тогда как филимоновская игрушка входит сегодня в число самых известных промыслов. Работая в сфере дополнительного образования в студиях по лепке из глины, такие мастера приобрели среди детей учеников, отличающихся и от реконструкторов, и от потомственных мастеров.
Локальные промыслы продолжают свое существование, развиваются. Сегодня они особенно актуальны и демонстрируют нам процесс сохранения и усиления региональных отличий на фоне глобализационных процессов.
Заведующий сектором наивного искусства ГМЗ «Царицыно».
Область научных интересов: народное, наивное, самодеятельное и маргинальное искусство. Куратор выставок наивного искусства. Автор цикла мини-лекций «Теория и история наивного искусства»
Автор и куратор проекта "Фестиваль маргинального искусства: эстетика бриколажа", выставочного проекта "Иван Селиванов. Между небом и землей", выставки "Вселенная Кати Медведевой", фестиваля «Гончары России»-2021, Всероссийской выставки «Кукла в традиционном костюме» 2020, Всероссийской выставки-смотра «Салют Победы» 2019-2020.
Покупая билет на лекцию, вы дополнительно получаете возможность ознакомиться с действующей экспозицией выставки. Ждём вас!
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.